Можно ли вернуть деньги за туристическую поездку, которая была отменена? Должна ли туристическая фирма вернуть стоимость путевки в полном размере или может удержать расходы? В каких случаях турист может отказаться от поездки и вернуть деньги?
Проверьте наличие письменного договора и соответствие его установленным требованиям
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан»
оказание туристских услуг осуществляется на основании договора на туристское обслуживание. Такой договор заключается в письменной форме и должен соответствовать установленным законодательством условиям.
Согласно пункту 1 статьи 387 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится. Договоры, заключаемые с турагентами и туроператорами, относятся к публичным договорам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 387 Гражданского кодекса в случаях, предусмотренных законодательными актами, Правительство Республики Казахстан может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Типовой договор на туристское обслуживание, утвержден Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 января 2015 года №81
и все заключаемые договоры должны ему соответствовать.
Пунктом 5 статьи 387 Гражданского кодекса установлено, что условия публичного договора, не соответствующие условиям Типового договора, являются ничтожными, то есть недействительными даже без обращения в суд за признанием сделки недействительной. Согласно пункту 1 статьи 157 Гражданского кодекса сделка недействительна по основаниям, прямо предусмотренным законодательными актами, независимо от признания ее недействительной (ничтожная сделка). Согласно пункту 3 статьи 157-1 Гражданского кодекса при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Проверьте наличие подтверждения оплаты стоимости тура
В соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Республики Казахстан турагент (туроператор) обязан был оформить прием наличных денег за поездку выдачей фискального чека. В случае оплаты картой подтверждением будет являться выписка со счета. Наличие билетов и ваучера также подтверждает внесение оплаты.
Может ли турист отказаться от исполнения договора?
Согласно пункту 6 статьи 17 Закона «О туристской деятельности в Республике Казахстан» турист вправе отказаться от исполнения договора до начала путешествия при условии оплаты лицу, осуществляющему туристскую деятельность, фактически понесенных им расходов за услуги, оказанные до уведомления об отказе от исполнения договора. Таким образом, право отказа от договора у туриста есть в любой ситуации при условии оплаты понесенным турагентом (туроператором) расходов.
Должна ли возвращаться оплата в случаях, когда путешествие оказалось невозможным по обстоятельствам независящим от сторон?
Пунктом 10 статьи 17 Закона «О туристской деятельности» установлено, что в случае, когда невозможность исполнения договора на туристское обслуживание возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, турист возмещает лицу, осуществляющему туристскую деятельность, фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором.
Какие обстоятельства позволяют требовать расторжения договора?
Согласно пункту 3 статьи 17 Закона «О туристской деятельности в Республике Казахстан» каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых исходили при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств пункт 4 указанной статьи относит:
- ухудшение условий путешествия, изменение сроков путешествия;
- непредвиденный рост транспортных тарифов;
- введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов и других обязательных платежей в бюджет;
- иные основания, определяемые по соглашению сторон.
Возникновение эпидемии в месте отдыха, объявление пандемии, необходимость покинуть место отдыха ранее запланированного срока являются обстоятельствами, ухудшающими условия путешествия, что дает право туристу требовать расторжения договора и возврата уплаченной суммы, за исключением фактически понесенных туропераором (турагентом) расходов.
Невозможность совершения поездки туристом по независящим от него обстоятельствам
установлены ограничения на въезд на территорию Республики Казахстан, а также на выезд с ее территории всеми видами транспорта. Следовательно, после указанной в даты совершение поездки туристом стало невозможно по независящим от него обстоятельствам, что позволяет туристу требовать расторжения договора и возврата уплаченной суммы, за исключением фактически понесенных туроператором (турагентом) расходов.
Каким образом потребовать возврата денег?
В зависимости от оснований туристу обратиться в туристическую фирму (к турагенту, туроператору) с письменным заявлением о расторжении договора или об отказе от договора и требованием возврата уплаченной суммы за минусом понесенных расходов.
Согласно статье 22 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», если в течение 10 календарных дней туроператор (турагент) не даст ответа на претензию (требования потребителя) или откажет в расторжении договора и возврате уплаченных за поездку денег, то турист имеет право обратиться с исковым заявлением в суд.
В каком размере производится возврат стоимости тура?
Закон устанавливает обязанность туриста возместить лицу, осуществляющему туристскую деятельность, фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором.
Туристическая фирма (турагент, туроператор) должна обосновать и подтвердить фактические понесенные по конкретному туру расходы, а также тот факт, что эти расходы не будут в дальнейшем ей возмещены.
Таким образом, удержанию подлежат не любые расходы, а только:
- стоимость авиабилетов с невозвратным тарифом;
- стоимость бронирования отеля с невозвратным залогом;
- другие расходы, которые не могут быть возвращены туроператору или турагенту.
В какой суд нужно обращаться?
Обычно иски предъявляются по месту нахождения ответчика. Однако согласно части 9 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по месту жительства истца либо по месту заключения или исполнения договора. На отношения, вытекающие из договора на туристское обслуживание, распространяется законодательство о защите прав потребителей. Следовательно, турист может предъявить иск по месту своего жительства либо в месте заключения договора.